Секрет супергероев, противостояние США и Великобритании на экранах и разборки DC и Marvel: интервью с Ярославом Левиным

 Секрет супергероев, противостояние США и Великобритании на экранах и разборки DC и Marvel: интервью с Ярославом Левиным

Ярослав Левин — историк кино и популярной культуры, преподаватель. Он рассказывает на самарских площадках о комиксах и сюрреалистических мирах Дэвида Линча. Один из немногих историков, который в свободное время от серьезных научных работ, знакомит жителей Самары с гик-культурой. О противостоянии DC и Marvel, подготовки к гик-лекциям и экранизации комикса «Майор Грома» в интервью с Ярославом Левиным.

Текст: Андрей Филимонов

Фото: Елена Афанасьева, Матвей Пихуров, Игорь Карякин, журнал «Афиша» 

Как бы вы себя представили перед читателями? 

Как человек, который пытается совмещать две очень разные ипостаси: серьезного академического ученого и «того прикольного чувака, который разбирается в кино, комиксах и гик культуре». Эти два очень разных направления моей деятельности приходится как-то друг с другом уравновешивать.

Традиционный вопрос: как вы пришли к гик-культуре? 

Мой «путь» в популярную культуру такой же, наверное, как у большинства людей моего поколения. Я смотрел все те же мультики про «Людей-Икс», «Человека-Паука», «Бэтмена». Помню первый мультсериал, на который по-настоящему подсел. По-английски он назывался Exosquad. Это название совершенно бездарно перевели как «Космические спасатели лейтенанта Марша». Даже будучи ребёнком, понимал, что есть захватывающий и сложный сюжет, размах, что это всё довольно круто, интересно и необычно.

Расскажите, когда вы впервые соприкоснулись с комиксом?

Напрямую соприкоснулся в более зрелом возрасте: на первом или втором курсе университета. Когда развивался Интернет, появлялись сайты с комиксами. Я стал читать, на чем основаны те или иные экранизации про супергероев. Ещё в большей степени на увлечение повлиял первый магазин комиксов в Самаре Comics House, где какое-то время работал продавцом.

Мой обычный день там выглядел так: я приходил, писал статью или очередной кусочек диссертации, потом смотрел какой-нибудь сериальчик. К вечеру мог позволить себе почитать комиксы и всё это параллельно с продажами.

Ваши работы во время учебы как-то были связаны с гик-культурой?

Нет, напрямую мои академические работы в то время никак не касались гик-культуры.  Я занимаюсь историей политических институтов в США XX века, а также Федерального бюро расследований и других спецслужб.

Мой путь как публичного лектора, который выступает на каких-то научно-популярных или массовых мероприятиях, как ни странно, тоже связан с Comics House. В 2016 году магазин проводил поволжский фестиваль гик-культуры «Котмонавт», где я участвовал с первой лекцией. Это была выжимка из того, что было написано для диссертации во время аспирантуры: образ ФБР в популярной культуре США. На следующий год меня снова позвали, и я подготовил обзорную лекцию по истории комиксов.

Когда и с чем был связан гик-бум?

С 2013 года гик-культура стала модной. Если раньше в тех же Соединенных Штатах или Европе это была такая очень нишевая история для трех с половиной человек, то позже ситуация стала быстро изменяться. Во многом это связано с тем, что часть поколения выросло и нашло себя в кино и телевидении, где они стали определять многое в популярной культуре. 

Например, в сериалах «Теория большого взрыва» и «Компьютерщики» впервые показывают персонажей-гиков и показывают достаточно привлекательно, а не как какое-то странное существо, которое живет в подвале своей мамы и коллекционирует фигурки.

Вслед за Marvel потянулся более широкий круг людей с интересом к первоисточникам и отсылка к ним. Иногда, правда, это было довольно кринжово. Я до сих пор помню четырнадцатилетних девочек, которые скупали весь мерч с Локи, потому что «Том Хиддлстон няшка», хотя в суть персонажа они не особо вникали. 

Как вы готовитесь к выступлениям и где берете материал?

Я опираюсь на англоязычные источники, ищу статьи и книги по выбранной теме. Всё суммирую, перевожу, нахожу что-то крутое на русском, а в финале полирую это парой видосиков на YouTube. Тему выбираю исключительно исходя из своих вкусов. Мне нравится поджанр зомби-хоррора — сделал лекцию про зомби-хоррор. Мне нравятся комиксы — подготовил лекцию по истории комиксов. Интересует творчество Дэвида Линча — сделал лекцию про его творчество.

Сколько комиксов вы прочитали при подготовке лекции «История комиксов»?

Как это ни парадоксально, но всего лишь «Понимание комикса» Скотта Макклауда. Это работа, посвященная явлению, истории и особенностям комиксов. Когда искал информацию к лекции, то видел, что на «Понимание комикса» совершенно спокойно серьезные академические ученые ссылаются.

На какие категории делится комикс?

Самая простая классификация делит комиксы на две большие категории: супергероика про чуваков в пестрых костюмах и независимый комикс, он же авторский комикс или ещё инди-комикс.

Если уйти глубже в детали, то можно вспомнить про стрипы, небольшой комикс или короткая история, зины, самодельный вариант журнала с комиксами, веб-комиксы, онгоинг-комиксы,то есть комиксы которые ещё продолжают выходить.

В чем секрет супергероев, почему нам так легко их идентифицировать с собой?

Это можно объяснить психологией архетипов швейцарского психолога Карла Густава Юнга. Он говорил, что внутри сознания каждого из нас существуют определенные архетипы, которые на уровне бессознательного взаимодействуют друг с другом. Это в какой-то степени определяет наш характер и поведение на совершенно базовом, бессознательном уровне. На мой взгляд, супергероика в какой-то степени к этому апеллирует.

Когда пришел Стэн Ли персонажи с психологической точки зрения стали более проработанные? 

Да, потому что «Золотой век» комиксов — это время экспериментов. История комиксов делится на «Золотой век», «Серебряный», «Бронзовый» и далее к современности. Центральные персонажи Marvel «Серебряного века», периода Стэна Ли, это те, с кем очень легко себя ассоциировать среднему читателю.

Яркий пример — Человек-паук. Он изначально подросток, как большая часть читателей комиксов, второй автор этого комикса — Стив Дитко, который рисовал его с себя. Питера Паркера и художника травили в школе и были такие же проблемы с девушкой и личной жизнью. Грубо говоря, излил то, что у него накопилось, через персонажа, который был примерно в той же возрастной группе, что и основная масса читателей.

На похожих принципах построена «Фантастическая четверка». Если взять основные сюжеты времен ее появления, то Доктор Дум, прочие злодеи и супергеройские дела, чуть ли не на заднем плане. В первую очередь, на переднем плане их семейные конфликты и разборки. Это очень любимая американцами, на самом деле, тема family values, семейные ценности — вот оно, пожалуйста, в комиксах в полный рост. 

Marvel и DC все еще лидеры в супергеройских комиксах?

В супергероике и массовом комиксе они ещё остаются лидерами, но в других жанрах их поджимают независимые издательства. Состояние доминирования на рынке при осторожной конкуренции друг с другом — это явление не вчера появилось и довольно сложно складывалось. На эту тему можно почитать «Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных» Таккера Рида.

Персонажи из спецслужб и, в частности ФБР, — частые герои комиксов. В каком ключе их обычно любят показывать?

По своим ощущением, спецслужбы Америки прошли долгий и сложный путь от приторно позитивного восприятия к какому-то скептическому отношению. На страницах современных комиксов их в основном не особо-то и жалуют. Конечно, существуют более позитивные примеры как «Щ.И.Т.» или «А.Р.Г.У.С.» — это же такое обобщенное и идеализированное изображение всех спецслужб. Ник Фьюри в комиксах Marvel — это скорее редкий позитивный вариант, но далеко невсегда встречающийся. Намного чаще можно увидеть в комиксах изображения такого обобщенного G-Men (слэнговая аббревиатура «человека из правительства», имя одного из главных антагонистов игры Half-Life, внешне, в свою очередь, частично основанного на Курильщике из «Секретных материалов» — прим.ред) — человек без имени, индивидуальности, готовый любыми средствами, в том числе и самыми грязными добиваться своего.

Когда вы рассказываете студентам лекции по истории, то прибегаете к сравнениям из комиксов или кино чтобы лучше объяснить материал? 

Время от времени. Я точно пару раз пытался проводить параллели с «Игрой престолов», особенно когда мы говорили про европейское Средневековье или историю Древней и Средневековой Руси. Сейчас как-то стал меньше к этому обращаться. Ощущение, что моя база отсылок и моих студентов уже начинают не совпадать, начинается разрыв поколений. Я начинаю выглядеть как Стив Бушеми в меме «How do you do fellow kids?» Надеюсь, это не мое будущее.

Что вы думаете о Bubble comics и кинофраншизе Майор Гром?

До просмотра франшизы «Майор Гром» все руки не доходят, к сожалению. К самим комиксам «Bubble» у меня двойственное отношение, потому что видел, когда истории и персонажи этих комиксов только начинались, они же пришлись как раз на начало бума гик-индустрии в России. Предприимчивые ребята смекнули, что надо мутить своё, молодцы. Но вот своего там как раз, на мой взгляд, не так много. Поначалу они делали кальку с «Большой двойки», но сейчас всё же обрели самобытность. Также наличие экранизации и сиквелов говорит об успехе. 

Когда вы говорите о кино, к этому подходите как историк или как киновед?

На лекциях про кино я представляюсь как историк кино, потому что у меня есть две статьи в престижных научных журналах «Американский кинематограф, ФБР и пропаганда: образ внутреннего врага 1941-1942 гг.» и «Образ союзника: Великобритания в американском кино 1942 г.», а недавно вышла ещё коллективная монография с коллегами. Говоря о второй из статей важно отметить, что для людей, хорошо погружённых в кино и историю, не секрет, что американцы и британцы друг друга вообще-то не любят. Ещё со времен «Войны за независимость» и до сих пор это проглядывает в кино двух стран. Во время Второй мировой войны и после неё появилась концепция «Особых отношений» — Америка и Британия самые похожие друг на друга страны по культуре, по традициям, по политической системе. Поэтому им надо быть друзяшками и любить друг друга. На конкретных фильмах можно проследить, как меняется отношение от «Они пьют свой вонючий чай, но они наши союзники» до «Да они такие же крутые, как и мы, ничуть не хуже нас». 

В каких местах сегодня в Самаре проводятся лекции о гик культуре? 

Постоянно действующих мероприятий, посвящённых только гик-культуре, наверное, нет. У нас есть какие-то площадки, которые просто проводят научно-популярные лекции. Если мы говорим именно про что-то за пределами официальных учреждений, то это «Барный лекторий 3ХХ» и «Нулевая комната». В рамках непостоянного сотрудничества с киноклубом «Треугольник» тоже получается что-то рассказывать, а также отдельные фестивальные площадки «Аврора-гик» или «Кубок Губернатора по киберспорту».

Похожие записи

Оставьте свой ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]